![]() |
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по академической деятельности И. Г. Мамажонов ________________________ «____»________________ 2025 год |
силлабус по дисциплине
Общественное здоровье и организация здравоохранения
1. Общие сведения
| Академическая степень | бакалавр | Направление обучения | 60910100 - Stomatologiya | ||
| Продолжительность обучения (лет) | 5 | Семестр | 3 | ||
| Название дисциплины | Общественное здоровье и организация здравоохранения | Код дисциплины | JSSMT 1404 | ||
| Форма обучения | очная | Вид дисциплины | обязательная | ||
| Язык обучения | Русский | Продолжительность семестра | 15 недель | ||
| Кредиты, отведённые на дисциплину | ECTS: 4 | Формы контроля |
промежуточный: письменный текущий: практическое задание итоговый: Тест |
||
| Всего академических часов | 120 | Распределение аудиторных занятий | лек | прак | |
|
60 (ауд) |
60 (сам) |
12 | 48 | ||
2. Цель дисциплины
Формировать представления о науке «Общественное здоровье и организация здравоохранения», задачах науки, умение проводить профилактические медицинские осмотры, брать на диспансерный учет больных со стоматологической патологией, использовать социально-гигиенические методы сбора и медико-статистического анализа данных о стоматологических заболеваниях, анализировать основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений.
3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной
1. Введение в стоматологию (SK 1104)
4. Результаты обучения
4.1. В аспекте знаний:
- факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье человека, и их устранение;
- статистическое исследование и этапы его проведения;
- уметь оценивать результаты расчета показателей основы медицинской статистики;
- обладать знаниями об относительных величинах, средних величинах, графических представлениях, корреляции, динамических рядах и стандартизации;
- знать и уметь пользоваться нормативно-правовыми документами лечебно-профилактических учреждений;
- уметь рассчитывать и анализировать статистические показатели стоматологических заболеваний .
4.2. В аспекте навыков:
- Анализ основных показателей здоровья населения и деятельности стоматологических организаций, их сравнительная оценка;
- Организация лечебно-профилактической и стоматологической помощи населению;
- Экспертиза трудоспособности;
- Мониторинг качества медицинской и стоматологической помощи;
- Проведение работы по гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни;
- Ранняя диагностика, профилактика возникновения и распространения стоматологических заболеваний;
- иметь навыки проведения профилактических медицинских осмотров, проведения диспансерных осмотров здорового и хронически больного населения, быть готовым к проведению диспансерного наблюдения .
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание лекционных занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Введение в предмет «Общественное здоровье и организация здравоохранения». Основы медицинской статистики.
|
2 |
| 2. |
Методы изучения демографических процессов среди населения
|
2 |
| 3. |
Заболевание и методы его изучения, социально-медицинские аспекты. Профилактика неинфекционных заболеваний в Узбекистане, здоровый образ жизни. Медицинская деонтология и врачебная этика .
|
2 |
| 4. |
Организация первичной медико-санитарной помощи в системе здравоохранения. Содержание и сущность УП-2857, УП-6110. Организация стоматологической помощи населению. Анализ деятельности стоматологических учреждений. Организация стоматологической помощи городскому и сельскому населению .
|
2 |
| 5. |
Медицинская экспертиза для определения трудоспособности.
|
2 |
| 6. |
Охрана здоровья матери и ребенка.
|
2 |
| Итого | 12 | |
5.2. Содержание практических занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Предмет «Общественное здоровье и организации здравоохранения», Медицинская статистика, ее значение в здравоохранении, виды медицинской статистики и их основные задачи
|
2 |
| 2. |
Этапы организации статистического исследования
|
2 |
| 3. |
Относительные величины, виды, методы расчета, их применение в медицине.
|
2 |
| 4. |
Средние величины, виды, методы расчета, применение в медицине
|
2 |
| 5. |
Параметрические методы оценки достоверности статистических исследований
|
2 |
| 6. |
Применение метода стандартизации в статистическом анализе
|
2 |
| 7. |
Коэффициент корреляции - оценка связи между событиями и признаками, методы его оценки и применение в статистическом анализе
|
2 |
| 8. |
Динамические ряды, типы, показатели и использование их в статистическом анализе.
|
2 |
| 9. |
Графические изображения, использование их в медицине
|
2 |
| 10. |
Медико-социальные аспекты демографических процессов.
|
2 |
| 11. |
Показатели заболеваемости населения и их расчёт. Международная классификация болезней.
|
2 |
| 12. |
Здоровый образ жизни и его формирование.
|
2 |
| 13. |
Врачебная этика и медицинская деонтология.
|
2 |
| 14. |
Важные неэпидемические заболевания и их профилактика
|
2 |
| 15. |
Нормативно-правовые основы функционирования системы здравоохранения в Республике Узбекистан.
|
2 |
| 16. |
Организация первичной медико-санитарной помощи населению.
|
2 |
| 17. |
Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению. Организация работы стоматологической поликлиники.
|
2 |
| 18. |
Организация стоматологической помощи сельскому населению.
|
2 |
| 19. |
Проведение диспансерных осмотров в стоматологии, её основная задача. Диспансерные группы.
|
2 |
| 20. |
Организация стационарной медицинской помощи населению
|
2 |
| 21. |
Организация медико-санитарной помощи работникам промышленного предприятия. Основные задачи МСЧ.
|
2 |
| 22. |
Охрана здоровья матери и ребенка.
|
2 |
| 23. |
Врачебная экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности.
|
2 |
| 24. |
Организация санитарно-эпидемиологической службы.
|
2 |
| Итого | 48 | |
Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.
Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.
6. Задания для самостоятельного обучения
| № | Тема |
|---|---|
| 1. |
Виды статистических исследований и их этапы. Составление таблиц. |
| 2. |
Графические изображения, их применение |
| 3. |
Коэффициент корреляции, методы его оценки, применение в статистическом анализе. Динамические ряды, типы, методы их оценки, использование в статистическом анализе |
| 4. |
Демографические процессы среди населения и методы расчета демографических показателей. |
| 5. |
Роль врача-стоматолога в изучении и снижении заболеваний социально-гигиенического характера. |
| 6. |
Первичная медико-санитарная помощь. Анализ стоматологической помощи населению. Диспансеризация. |
| 7. |
Методы расчета и анализа ключевых показателей эффективности деятельности стоматологических поликлиник. |
| 8. |
Социально-гигиенические аспекты охраны материнства и детства. Стоматологическая помощь матерям и детям. |
| 9. |
Врачебная экспертиза по определению трудоспособности. Экспертиза нетрудоспособности по стоматологическим заболеваниям. |
7. Список использованной литературы:
7.1. Основная литература
- Общественное здоровье и управление здравоохранением. Учебник для студентов медицинских вузов. 2019г Ташкент Издание «Ижод принт». 640 стр
- Mamatqulov B.M. Jamoat salomatligi va sog‘liqni saqlashni boshqarish, Darslik. Toshkent: «Qamar media», nashriyoti. 2023yil. 530 bet.
- Искандарова Ш., Расулова Н.Ф., Черных А.М. Тиббиёт статистикаси ва биостатистиканинг асослари. Ўқув қўлланма. Тошкент-2020 йил
7.2. Дополнительная литература
- Указы и постановления Президента Республики Узбекистан
- Приказы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан
- Iskandarova SH.T., Maxmudova N.M., Djalilova G.A. Jamoat salomatligi va sog‘liqni saqlashni tashkil qilishning asosiy masalalari, O‘quv qo‘llanma. Toshkent, 2011 y
- Global Health 101.Richard Skolnik, USA, 2015 y.
- Iskandarov T.I., Abdufattaev A.A. Jamoatchilik salomatligi va sog‘liqni saqlash, Darslik. Toshkent. 2008 y.
7.3. Информационные ресурсы
Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова
8. Критерии и план оценки предмета
8.1. Формы оценки знаний студентов
Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).
Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:
1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.
2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.
3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.
4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.
Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.
Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:
Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.
8.2. Критерии оценки знаний студентов
| № | Тип контроля | Описание | Балл | Время проведения (начало – окончание) |
|---|---|---|---|---|
| Текущий контроль (ТК) | ||||
| 1. | Workshop | Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki | 5 | 3-13-hafta(lar) davomida |
| 2. | Mustaqil ish | Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 3. | Vazifa / topshiriqlar | Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 4. | Davomat | Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. | 15 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| Итого | 40 | |||
| Промежуточный контроль (ПК) | ||||
| 1. | Устно | Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена | 20 | 10-я неделя |
| Итого | 20 | |||
| Итоговый контроль (ИК) | ||||
| 1. | Тест | Тесты по пройденным темам | 40 | После завершения учебного процесса |
| Итого | 40 | |||
| Всего | 100 | |||
8.3. Описание системы оценивания в КУАФ
| Оценка | Процент | GPA |
|---|---|---|
| A+ | 95-100 | 4.5 |
| A | 90-94 | 4.0 |
| B+ | 80-89 | 3.5 |
| B | 70-79 | 3.0 |
| C+ | 65-69 | 2.5 |
| C | 60-64 | 2.0 |
| F | 0-59 | 0 |
Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке
Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:
a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Полное понимание сущности и содержания предмета;
- Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
- Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
- Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
- Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
- Хорошо подготовленный конспект.
- Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
- Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
- Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
- Умение интерпретировать исторические процессы.
b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
- Понимание практической значимости содержания предмета.
- Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
- Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
- Хорошо сформированный конспект.
- Полное выполнение самостоятельных заданий.
- Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом
c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Наличие общего понимания предмета.
- Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
- Неясное изложение материала.
- Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
- Недостаточно проработанный конспект.
d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):
- Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
- Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
- Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
- Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
- Невозможность ответить на вопросы по предмету.
- Недостаточное знание предмета.
9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости
|
1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован. 2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена. 3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено. 4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом. |
5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться. 6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны. 7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других. |
10. Информация о преподавателе предмета
| Авторы: |
Ахмедова Дилором Умаралиевна |
|---|---|
| Электронная почта: |
axmedovadilya0770@gmail.com |
| Организация и кафедра: | Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра медицинской биологии и общественного здоровья |
| Рецензенты: |
S.M.Babich - ADTI Ijtimoiy gigiyena va SSB kafedrasi mudiri, dotsent |
| Дни и время приема студентов: | Вторник-среда, 15:00–16:00, комната B 301 |
Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____
Sillabus “Медицинской биологии и общественноого здоровья” kafedrasining 2025 yil1- sonli yigʻilish bayoni bilan maʼqullangan.
|
(imzo) Gʻ. Xolbutayev Akademik ishlar departamenti boshligʻi |
(imzo) F. Turdiyev Fakultet dekani |
(imzo) A. Sh. Mamatyusupov Kafedra mudiri |
(imzo) Sh.Hasanova Fan oʻqituvchisi |
|||
|
(imzo) Д.У.Ахмедова Fan oʻqituvchisi |
