![]() |
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по академической деятельности И. Г. Мамажонов ________________________ «____»________________ 2025 год |
силлабус по дисциплине
Введение в языкознание
1. Общие сведения
| Академическая степень | бакалавр | Направление обучения | 60230100 - Филология и обучение языкам | |||
| Продолжительность обучения (лет) | 4 | Семестр | 1 | |||
| Название дисциплины | Введение в языкознание | Код дисциплины | TILHS1104 | |||
| Форма обучения | очная | Вид дисциплины | обязательная | |||
| Язык обучения | Русский | Продолжительность семестра | 15 недель | |||
| Кредиты, отведённые на дисциплину | ECTS: 4 | Формы контроля |
промежуточный: устно текущий: тренинг/выполнение самостоятельной проектной работы/ задания посещаемость итоговый: тесы |
|||
| Всего академических часов | 180 | Распределение аудиторных занятий | лек | прак | sem | |
|
72 (ауд) |
108 (сам) |
24 | 24 | 0 | ||
2. Цель дисциплины
-Ознакомить студентов с предметом и задачами науки о языке, структурой современной лингвистики, основными разделами языкознания; сформировать представление о базовых лингвистических понятиях, об основной лингвистической терминологии; -сообщить основные сведения о языке, необходимые для дальнейшего углубленного изучения курсов по отдельным разделам лингвистической науки; подготовить студентов к дальнейшему изучению дисциплин лингвистического цикла.
3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной
1. По данной дисциплине начальные знания не требуются. (---)
4. Результаты обучения
4.1. В аспекте знаний:
- После успешного завершения данного предмета у студентов появляется способность решать задачи воспитания и духовно нравственного развития обучающихся в учебной и вне учебной деятельности;
- -о методологии языкознания;
- -о границах применения научных методов лингвистики;
- -о системе языковедческого научного знания;
- -об актуальных проблемах языковедения. Yangi ro'yxat saqlandi
4.2. В аспекте навыков:
- ориентирования в предмете частного и общего языкознания;
- приемов научного исследования языка;
- пользования современной научной литературой, электронными версиями учебников и каталогов библиотек;
- демонстрации толерантности, уважения к другим народам, культурам, обычаям и языкам. Yangi ro'yxat saqlandi
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание лекционных занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Языкознание как наука о языке.
|
2 |
| 2. |
Фонетика
|
2 |
| 3. |
Фонетика
|
2 |
| 4. |
Лексикология
|
2 |
| 5. |
Лексикология
|
2 |
| 6. |
Лексикография
|
2 |
| 7. |
Фразеология
|
2 |
| 8. |
Словообразование
|
2 |
| 9. |
Графика
|
2 |
| 10. |
Орфография
|
2 |
| 11. |
Морфология.
|
2 |
| 12. |
Синтаксис
|
2 |
| Итого | 24 | |
5.2. Содержание практических занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Языкознание: связь с другими дисциплинами
|
2 |
| 2. |
Коммуникативная и познавательная функции языка
|
2 |
| 3. |
Фонетический уровень структуры языка.
|
2 |
| 4. |
Фонетика
|
2 |
| 5. |
Транскрибирование текста
|
2 |
| 6. |
Лексикология
|
2 |
| 7. |
Лексикология
|
2 |
| 8. |
Активный и пассивный словарные составы языка
|
2 |
| 9. |
Фразеология.
|
2 |
| 10. |
Морфемика и словообразование
|
2 |
| 11. |
Графика
|
2 |
| 12. |
Школы и направления в языкознании
|
2 |
| Итого | 24 | |
5.3. Содержание семинарских занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Коммуникативная и познавательная функции языка
|
2 |
| 2. |
Фонетический уровень структуры языка.
|
2 |
| 3. |
Ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, диэреза, эпентеза, гаплология, метатеза
|
2 |
| 4. |
Основы ономасиологии
|
2 |
| 5. |
Системные отношения лексических единиц
|
2 |
| 6. |
Фразеология
|
2 |
| 7. |
Словообразование и словоизменение
|
2 |
| 8. |
Грамматические категории и части речи, их своеобразие в языках мира.
|
2 |
| 9. |
Понятие о словосочетании и предложении
|
2 |
| 10. |
Письмо
|
2 |
| 11. |
Понятие родства некоторых языков между собой
|
2 |
| 12. |
Проблема происхождения языка.
|
2 |
| Итого | 24 | |
Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.
6. Задания для самостоятельного обучения
| № | Тема |
|---|---|
| 1. |
Язык и теория познания |
| 2. |
Язык и культура |
| 3. |
Фонетика и фонология |
| 4. |
Гипотезы происхождения языка. История языкознания. |
| 5. |
Сравнительно-историческое и типологическое языковедение. |
| 6. |
Международные и искусственные языки |
| 7. |
Лингвокультурология и проблема языковой картины мира |
| 8. |
Литературный язык и другие формы существования языка: диалекты, социолекты, просторечие |
| 9. |
Общие проблемы современной лингвистики |
| 10. |
Прикладная значимость лингвистики в современном мире |
| 11. |
Компьютерная лингвистика |
| 12. |
Проблемы современной диалектологии. Язык, диалект, идиом |
| 13. |
Принципы этимологического исследования. Проблема народной этимологии |
| 14. |
Стили литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический. Разговорная речь |
| 15. |
Язык художественной литературы как особое явление |
| 16. |
Понятие типологии |
| 17. |
Языковые ареалы и семьи |
| 18. |
Типологические особенности славянских языков и русского языка в частности |
| 19. |
Основные классификации языков |
| 20. |
Предмет и задачи когнитивной лингвистики |
| 21. |
Этимология |
| 22. |
Разные виды и источники заимствований |
| 23. |
Калькирование (лексическое и грамматическое) как особый вид заимствования. |
| 24. |
Признаки обрусения заимствованных единиц. |
| 25. |
Понятие идиолекта. Методы изучения индивидуальных языковых особенностей человека. |
| 26. |
Факторы, которые могут влиять на речь индивида |
| 27. |
Каламбуры |
| 28. |
Языковая игра на разных уровнях (фонетика, графика, лексика, синтаксис, дискурс) |
| 29. |
Язык художественной литературы как особое явление |
| 30. |
Фонология |
7. Список использованной литературы:
7.1. Основная литература
- 1. Э.А. Исламова, Р.М. Болгарова . Введение в языкознание. Учебное пособие Казань – 2016.С-314 2. Е. В. Литус. Введение в языкознание. Славянске-на-Кубани – 2021.С-200
7.2. Дополнительная литература
- 1. Е.Л. Березович, В. Кабинина, О.В. Мищенко; Введение в языкознание: практикум: учеб.-метод. Пособие/ сост. науч.ред. М.Э. Рут. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. –100 с. 2. Т.И. Вендина . Введение в языкознание. – М.: Высшая школа,2001. – 288. 3. А.А. Гируцкий , Г.А. Камлевич Введение в языкознание: практикум. – Минск: Асар, 2016. – 288 с.
7.3. Информационные ресурсы
- 1.https://kpfu.ru/ 2. https://e.lanbook.com/ 3.https://biblioclub.ru/
Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова
8. Критерии и план оценки предмета
8.1. Формы оценки знаний студентов
Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).
Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:
1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.
2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.
3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.
4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.
Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.
Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:
Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.
8.2. Критерии оценки знаний студентов
| № | Тип контроля | Описание | Балл | Время проведения (начало – окончание) |
|---|---|---|---|---|
| Текущий контроль (ТК) | ||||
| 1. | Workshop | Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki | 5 | 3-13-hafta(lar) davomida |
| 2. | Mustaqil ish | Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 3. | Vazifa / topshiriqlar | Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 4. | Davomat | Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. | 15 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| Итого | 40 | |||
| Промежуточный контроль (ПК) | ||||
| 1. | Устно | Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена | 20 | 8-я неделя |
| Итого | 20 | |||
| Итоговый контроль (ИК) | ||||
| 1. | Тест | Тесты по пройденным темам | 40 | После завершения учебного процесса |
| Итого | 40 | |||
| Всего | 100 | |||
8.3. Описание системы оценивания в КУАФ
| Оценка | Процент | GPA |
|---|---|---|
| A+ | 95-100 | 4.5 |
| A | 90-94 | 4.0 |
| B+ | 80-89 | 3.5 |
| B | 70-79 | 3.0 |
| C+ | 65-69 | 2.5 |
| C | 60-64 | 2.0 |
| F | 0-59 | 0 |
Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке
Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:
a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Полное понимание сущности и содержания предмета;
- Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
- Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
- Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
- Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
- Хорошо подготовленный конспект.
- Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
- Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
- Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
- Умение интерпретировать исторические процессы.
b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
- Понимание практической значимости содержания предмета.
- Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
- Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
- Хорошо сформированный конспект.
- Полное выполнение самостоятельных заданий.
- Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом
c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Наличие общего понимания предмета.
- Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
- Неясное изложение материала.
- Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
- Недостаточно проработанный конспект.
d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):
- Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
- Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
- Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
- Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
- Невозможность ответить на вопросы по предмету.
- Недостаточное знание предмета.
9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости
|
1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован. 2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена. 3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено. 4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом. |
5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться. 6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны. 7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других. |
10. Информация о преподавателе предмета
| Авторы: | |
|---|---|
| Электронная почта: | |
| Организация и кафедра: | Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра узбекской и русской филологии |
| Рецензенты: | |
| Дни и время приема студентов: | Среда-четверг, с 15.00 – 16.00 ____№_406 |
Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____
Силлабус одобрен протоколом заседания кафедры узбекской и русской филологии от ________ 2025 года № _____.
|
(imzo) Gʻ. Xolbutayev Akademik ishlar departamenti boshligʻi |
(imzo) S. Dadabayev Fakultet dekani |
(imzo) F. K. Xabibullayeva Kafedra mudiri |
(imzo) Kiritilmagan Fan oʻqituvchisi |
